2020-10-23

Морской охотник MGB S-2 «Wilczur»

1

Неминуемо приближавшаяся война вынудила правительство Польши наращивать военно-морские силы. В соответствии с планами развития флота было принято решение построить 17 быстроходных торпедных и артиллерийских катеров по народной подписке. По одному катеру от каждого воеводства. Предварительная программа этого строительства была принята в 1936 году и была рассчитана на шесть лет.

Военное ведомство Польши составляло планы будущего использования катеров в обороне побережья страны, где районом боевых действий моряков стала Балтика. На 9 сентября 1938 года была назначена Комиссия для проведения конкурса, который должен был определить подрядчика на строительство катеров.

2

В результате работы Комиссии, выбор пал на хорошо знакомую командованию Польского флота, английскую верфь Джей Самюэл Уайт (J Samuel White) в городе Коуз (Cowes) на остров Уайт (the Isle of Wight), и контракт на строительство двух первых катеров был подписан 24 января 1939 года, с поставкой в марте 1940 года.

Всего, в рамках кораблестроительной программы, было построено десять скоростных катеров: семь из них на верфи J S. White (торпедные катера (MTB — Motor Torpedo Boat) S-1 и с S-5 по S-10) и три из них артиллерийские катера (MGB — Motor Gun Boat) — на верфи Бритиш Пауэр Боат Компании (British Power Boat (BPB) Company) в городе Хайт (Hythe), Саутгемптон (Southampton).

За постройкой первых двух катеров наблюдало Британское Адмиралтейство, присвоившее им строительные номера 5308 и 5309. В августе 1939 года к англичанам присоединилась польская техническая делегация, так же для участия в надзоре за строящимися катерами.

3

Начавшаяся 1 сентября 1939 года с вероломных ударов по Польше сначала нацистского Вермахта, а через две недели — большевистской Красной армии, Вторая Мировая война вынудила приостановить начавшееся строительство двух катеров. В мае 1940 года они были реквизированы Королевским Флотом и получили его обозначение МТВ 424 и МТВ 429 (MTB — Motor Torpedo Boat – Моторный торпедный катер).

В июле 1940 года катера были полностью достроены, однако не были вооружены торпедными аппаратами. Польскому Военно-морскому флоту был предан только один катер, остальные были взяты польским флотом в долг. Где-то на этом этапе, перед передачей их польскому ВМФ, катера снова поменяли своё обозначение, став MGB-48 и MGB-44 (он имел ещё одно обозначение MGB-204).

Катер MGB 48, ставший впоследствии польским морским охотником S-1 «Чат», спущен на воду на верфи J. S. White. Обратите внимание, что на катере не установлено торпедное вооружение.
Фотография любезно предоставлена Тимом Диконом (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk, http://www.bmpt.org.uk/) и взята из его книги «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны» («Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»).

И вот здесь необходимо заметить, что MGB-48 (будущий S-1 ВМС Польши) был вооружён и использовался как артиллерийский, а не как торпедный катер, хотя строился как торпедоносец и имел характерные для последнего вырезы в бортах для выпуска торпед. Впоследствии, когда война уже давно кончилась, это обстоятельство привело к путанице, которая теперь, наконец, будет выявлена и устранена (быть может, и не в первый раз).

Польский морской охотник MGB S-2 (бывший MGB 44).
Фото из коллекции Джэффри Хадсона (Geoffrey Hudson Collection). Фотография любезно предоставлена Тимом Диконом (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk, http://www.bmpt.org.uk/) и взята из его книги «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны» («Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»).

Наконец, когда катера вошли в состав польского ВМФ, они получили наименование S-1 и S-2 от польского слова «ścigacz» — «скоростной охотник». Запутанная история строительства и передачи катеров закончилась тем, что катера с польскими экипажами вошли в состав Третьей флотилии МАК (Моторных артиллерийских катеров – MGB — Motor Gun Boat) или в более привычном для нас звучании – в 3-ю флотилию морских охотников. Районом их боевых действий стал Английский Канал.

4

Поскольку мой рассказ относится к морскому охотнику S-2 (MGB), посмотрим, как был устроен катер именно этого типа. Руководил проектированием этих 63-х футовых катеров Джордж Селмэн (George Selman) — главный конструктор верфи Бритиш Пауэр Боат Ко в городе Хайт (The British Power Boat Co, (ВРВ) Hythe, Southampton). Первоначально проект разрабатывался как торпедный катер для Норвежских ВМС, однако начавшаяся война нарушила все планы.

Корпус катера имел деревянную конструкцию с диагональной обшивкой в два слоя и был сконструирован под установку итальянских бензиновых двигателей Изотта-Фраскини (Isotta-Frascini), которые производились в Милане. Проектная скорость должна была составить 41-45 узлов. Однако вступление Италии в войну на стороне гитлеровской коалиции сделало невозможным комплектацию двигателей запасными частями. Поэтому на другие катера устанавливались двигатели английского или американского производства.

На S-2 была применена двухвальная компоновка передачи мощности на винты с установкой двух бензиновых двигателей Роллс-Ройс Мерлин (Rolls Royce Merlin) мощностью по 1100 л.с. каждый, что позволяло катеру развивать максимальную скорость до 36-40 узлов.

Вооружение состояло из одной 20 мм пушки, установленной на корме и двух спаренных пулемётов калибра 12,7 мм, установленных перед надстройкой по обоим бортам. Для борьбы с подводными лодками имелись четыре глубинных бомбы, закреплённые на палубных стеллажах за пулемётами.

5

Польские силы береговой охраны, в состав которых вошли катера серии «S», базировались во многих портах Англии: Коузе, Гоуспорте, Дувре, Рамсгейте и других. Катерами управляли молодые моряки, едва достигшие двадцатилетнего возраста, но уже имевшие грозную репутацию. Они быстро приспособились к ситуации и завоевали расположение местных жителей, в частности молодых девушек. Об этом свидетельствуют многие польско-английские свадьбы, справленные в то время.

Главный герой моего рассказа, морской артиллерийский охотник (MGB – Motor Gun Boat) S-2, неофициально звавшийся «Wilczur» («Волчья гончая» по-польски или «Волкодав») входил в состав Третьей Флотилии морских охотников и первоначально базировался в городе Фауи, Корнуэлл (Fowey, Cornwall), а затем в Рамсгейте (Ramsgate), где к отряду были присоединены ещё четыре катера. По другим сведениям Третья Флотилия морских охотников базировалась в Дартмуте (Dartmouth).

Морские охотники MGB S-2 and S-3 в гавани Рамсгейта (Ramsgate).
Фотография любезно предоставлена Тимом Диконом (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk, http://www.bmpt.org.uk/) и взята из его книги «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны» («Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»).

Все катера Флотилии носили имена охотничьих собак, которые были так или иначе связаны с травлей волков. Первые три катера назывались: S-1 – «Чат» или «Грейхаунд» («Chart», «Greyhound» или «Борзая»), S-2 – «Элсэйшн» («Alsation» или «Восточно-европейская овчарка»), S-3 – «Пойнтер» («Pointer»).

Так Флот Её Величества (RN) и польские моряки выразили суть своей морской службы: уничтожение фашистских подводных лодок, которые именовали себя «волчьими стаями». Вероятно, что образ этого жестокого хищника в глазах поляков перешёл вообще на весь немецкий флот, что вполне понятно.

Морской охотник S-1 вошёл в состав польских ВМС 19 июля 1940. Командиром «Вилчура» стал подпоручик польского флота Еугениуш Вцислицки (Eugeniusz Wcislicki) по прозвищу «Капитан Виски» («Captain Whisky»). Это имя было широко известно во всей Флотилии и имело высокую репутацию. Подпоручик Е. Вцислицки также был командиром дивизиона морских охотников, который включал в себя три катера: S-1, S-2 и S-3.

Польские офицеры на борту MGB S-2 «Вилчур». Подпоручик Т. Лесиж (T. Lesisz), подпоручик А. Гузовски (A. Guzowski) и лежащий на палубе подпоручик Е. Вцислицки (E. Wcislicki). Последний офицер на этом снимке точно неизвестен, возможно, это А. Ярашевски (A. Jaraczewski). Фото Т. Лесижа (T. Lesisz).
Фотография любезно предоставлена Тимом Диконом (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk, http://www.bmpt.org.uk/) и взята из его книги «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны» («Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»)

Этот славный отряд участвовал во многих боях на море, в основном в Английском Канале, сопровождал конвои, участвовал в атаках на побережье, занятое немцами, отражал воздушные налёты, патрулировал охраняемые районы.

Вот перечень наиболее ярких событий, выпавших на долю подпоручика Еугениуша Вцислицкого и его команды.

Подпоручик ВМФ Польши Еугениуш Вцислицки (Eugeniusz Wcislicki) по прозвищу «Капитан Виски» («Captain Whisky») и его славная команда.
Фотография взята из 7-го выпуска за Ноябрь 2010 года (стр.11) Вестника Траста Наследия Береговых Сил (issue 7, November 2010 (page 11) of Newsletter of THE COASTAL FORCES HERITAGE TRUST, http://www.dameland.org.uk) и любезно предоставлена Директором Траста Тревором Роботэмом (Trevor Robotham, Trust Director trevor@trobotham.fsnet.co.uk)

27 августа 1940 года, находясь на стоянке в Портсмуте, экипаж катера сбил немецкий бомбардировщик «Хейнкель – 111».

21 марта 1941 года во время патрулирования с британскими морскими охотниками, «Вилчур» атаковал 2 траулера и 4 немецких скоростных катера Е-boot (Schnellboot), нанеся повреждения двум из них.

23 сентября 1941 года S-2 Е. Вцислицкого и S-3 под командованием подпоручика флота М. Боченски (M. Bochenski) приняли участие в эскортировании английского линкора «Revenge», нанёсшего артиллерийский удар по французской военно-морской базе в Шербуре, которую в то время занимали немецкие войска.

Эти же катера 12 февраля 1942 года приняли участие в перехвате немецких линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст», а также тяжёлого крейсера «Принц Ойген», направлявшихся по Английскому каналу в Вильгельмхафен. Британские линкоры были слишком далеко, в районе Скапа Флоу, а разведывательные самолёты Королевских ВВС из-за плохой видимости слишком поздно обнаружили немецкие корабли и в условиях радиомолчания смогли доложить о находке, лишь вернувшись на базу.

В последний момент Адмиралтейство направило для атаки отряд торпедных катеров, а так же самолёты-торпедоносцы «Сфордфиш». Один из трёх отрядов английских торпедных катеров прикрывал дивизион подпоручика флота Е. Вцислицкого.

Несмотря на тяжёлые погодные условия, сильное волнение, плохую видимость и плотный огонь немецкой артиллерии, англичане провели торпедную атаку. Однако она оказалась безуспешной, ни в один корабль попасть не удалось.

Немцы смогли на скорости около 28 узлов и под прикрытием 400 истребителей прорваться через Канал. И только британские мины где-то возле побережья Бельгии и Голландии частично повредили оба немецких линкора, но те сумели дойти до порта назначения.

Морской охотник MGB S-2 «Вилчур». Обратите внимание — этот катер без вырезов в бортах.
Фото из коллекции Джэффри Хадсона (Geoffrey Hudson Collection).
Фотография любезно предоставлена Тимом Диконом (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk, http://www.bmpt.org.uk/) и взята из его книги «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны» («Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»)

Самое тяжёлое испытание выпало на долю моряков «Вилчура» 22 июня 1942 года во время ночного боя. Катера S-2 и S-3 патрулировали воды в районе Дандженесса (Dungenness), когда на S-3 отказал один из двигателей. В связи с этим патруль был отозван обратно на базу. Но поручик Еугениуш Вцислицки, зная, что в его районе находятся немецкие скоростные катера Е-boot (Schnellboot), «неправильно понял команду» — сигнал от Командующего районом Дувр.

После этого он направил свой катер прямо на врага, с таким расчётом, что бы рассечь строй из шести немецких катеров надвое и вести огонь по ним одновременно всеми пулемётами обоих бортов. В результате такой обескураживающей атаки, расстреляв все снаряды и пули, капитан Виски заставил немцев вести беспорядочный огонь друг по другу и вышел победителем из схватки, повредив при этом два немецких катера.

Следуя традиции Королевского Флота со времён адмирала Нельсона, он обратил свой «слепой» глаз на бездумное следование инструкциям и впоследствии за этот бой был награждён крестом «За боевые заслуги» (Distinguished Service Cross). А 5 сентября того же года Еугениуш Вцислицки был награждён польским орденом «Воинская Доблесть» (Virtuti Militari) V степени.

Так выглядит Британский крест «За боевые заслуги» (Distinguished Service Cross)

А так выглядит польский орден «Воинская Доблесть» (Virtuti Militari V Class) V степени.

Польский орден «Воинская Доблесть» V степени (Virtuti Militari V Class)

Попутно замечу, что этот польский орден – одна из старейших в мире наград за выдающиеся военные заслуги и высокое чувство воинского долга, учреждённая в 1792 году королём Станиславом Аугустом Понятовским.

В августе 1942 года польские моряки приняли участие в атаке на немецкий конвой недалеко от французского города Кале. Конвой защищал сильный отряд кораблей, состоящий из 2 сторожевых кораблей, 6 тральщиков, 9 подводных лодок и 4 кораблей противовоздушной обороны (ПВО).

Бой начался с совместной атаки конвоя британскими торпедными катерами и польскими морскими охотниками. S-2 Вцислицкого и S-3 Боченского врезались в строй конвоя, ведя сумасшедший огонь по кораблям эскорта, что бы прикрыть остальные силы атакующих. В это время англичане произвели торпедную атаку и потопили два немецких корабля. Поляки за это время успели потопить одну немецкую подводную лодку и повредить другую. Катер капитана Виски тоже получил повреждения в бою, но сумел самостоятельно вернуться на базу.

После войны Еугениуш Вцислицки вступил в Королевский Флот Великобритании, поскольку на родину ему возвращаться было небезопасно, и закончил службу в звании капитана британского флота, что соответствовало званию Военно-Морского Флота Польши – командор (в ВМФ РФ – капитан 1-го ранга).

5 июля 1944 года (по другим данным 8 июля) морской охотник MGB S-2 «Вилчур» был выведен из состава флота и поставлен на прикол в Девонпорте (Devonport). Польская Военно-морская миссия проинспектировала его там 14 марта 1947 года но, так как катер находился в плохом состоянии, было решено не возвращать его в Польшу. В 1951 году S-2 вероятно был передан в распоряжение Королевского Флота для использования его в качестве «мишени» при производстве учебных стрельб. Очень печальная участь для такого заслуженного корабля.

К сожалению, несмотря на огромный потенциал Интернета, сведений о самом командире MGB S-2 «Wilczur» Еугениуше Вцислицком мне найти, пока не удалось. На сегодня остаются непонятными его биография и послевоенная судьба. Этим он напомнил мне другого выдающегося моряка Второй Мировой – Александра Маринеско….

Модель
(История одного недоразумения)

Представленная здесь модель была собрана около двадцати лет назад из легендарного журнала «Maly Modelarz» (№12 за 1987 год) в масштабе 1:100. Однако только сейчас, с появлением Интернета, я смог найти сведения об этих славных катерах и исправить недоразумение, о котором упомянул выше.

Автор модели польский конструктор Кжиштоф Волбек (Krzysztof Wolbek) из Гдыни (Gdynia) по непонятным причинам сделал выкройки модели не S-2 «Wilczur», а S-1 «Greyhound», который имел характерные вырезы на обоих бортах под выпуск торпед. Из-за неразберихи начального этапа войны, строившийся как торпедный катер, S-1 использовался как артиллерийский морской охотник и имел соответствующее вооружение.

Польский морской охотник MGB S-1, «Чат» или «Грейхаунд» («Chart», «Greyhound»).
Первоначально спроектированный как торпедный катер, но использовавшийся как артиллерийский катер MGB.
(На борту катера в средней части хорошо виден вырез для выпуска торпед).
Фотография любезно предоставлена Тимом Диконом (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk, http://www.bmpt.org.uk/) и взята из его книги «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны»
(«Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»)

Катер был заказан польским ВМФ 24 января 1939 года на английской верфи Джей Самюэл Уайт (J Samuel White) в городе Коуз (Cowes) с поставкой через 15 месяцев. Контрактная стоимость составляла 31 тысячу фунтов.

Готовый корабль был спущен на воду в 1940 году и получил наименование MGB-48, которое заменило прежнее название MA/SB 48. В составе польского флота катер получил уже знакомое нам наименование S-1, а по британской классификации он назывался MGB-203 (?). Церемония передачи нового охотника польскому флоту состоялась 17 августа 1940 года. Тогда же S-1 получил своё неофициальное прозвище «Чат». Катер проходил службу вместе с другими морскими охотниками в уже известной нам Третьей флотилии морских охотников.

Польский морской охотник MGB S-1, «Чат» или «Грейхаунд» («Chart», «Greyhound»).
Фотография любезно предоставлена Тимом Диконом (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk, http://www.bmpt.org.uk/) и взята из его книги «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны»
(«Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»)

Установленные на нём три итальянских бензиновых двигателя «Изотта-Фраскини» общей мощностью 3450 л.с., позднее были заменены на американские «Паккард» («Packard») той же мощности. По некоторым данным катер продолжительное время стоял в Коузе (Cowes) на ремонте, видимо связанным с заменой итальянских двигателей на американские (?).

Катер имел следующие характеристики:

Водоизмещение стандартное / максимальное, т: 35 / 39
Главные размерения, метры (футы): 22,9 х 5,1 х 1,4 (75’ x 16’6” x 4’6”)
Запас хода: 270 миль (38 уз), 450 миль (20 уз)
Запас топлива: 5.1 т
Вооружение: 4×7.6 мм пулемёта «Льюис-Кольт», 4×12.7 мм пулемёта «Браунинг»,
1x 20 мм пушка «Эрликон».
Экипаж: 12 чел.
Speed: 38 – 42 уз.

Вполне вероятно, что вооружение могло меняться во время службы катера, поскольку разные источники дают его различный состав. Свою военную службу S-1 «Чат» закончил 21 февраля 1944 года, когда был выведен из состава флота.

Вследствие описанной выше ошибки в журнале «Maly Modelarz», представленная в нашей галерее модель фактически являет собой прототип MGB S-1 «Greyhound» (MGB-48). К сожалению, сведений о катере S-1 (MGB-48) сохранилось крайне мало, так как верфь, на которой он строился в Коузе (J Samuel White, Cowes on the Isle of Wight, UK) больше не существует, а все документы, касающиеся строительства катеров, были утрачены во время войны.

Об этом мне сообщил английский историограф Тим Дикон (Tim Deacon, tim@deacon427.fsnet.co.uk), который собрал, во видимому, всю возможную информацию, касающуюся Третьей флотилии морских охотников (и вообще всю историю польских катеров Береговой Охраны) в своей книге «Польские моторные артиллерийские катера и торпедные катера Второй Мировой войны» («Polish Motor Gun Boats and Torpedo Boats from WW2»). За что я ему искренне благодарен.

Также я хочу искренне поблагодарить за помощь г-на Тревора Роботэма, Директора Траста (Trevor Robotham, Trust Director trevor@trobotham.fsnet.co.uk) из Траста Наследия Береговых Сил (THE COASTAL FORCES HERITAGE TRUST, http://www.dameland.org.uk), организации бережно хранящей память и реликвии морских сражений Второй Мировой, происходивших в водах Английского Канала.

Здесь надо попутно заметить, что всем, кто интересуется военной историей, а так же любит моделирование, просто необходимо заглянуть на очень интересный сайт Команды Британских Скоростных Катеров (British Military Powerboat Team http://www.bmpt.org.uk). Там вы, кроме исторических документов, выйдете ссылки на целую сеть сайтов с потрясающими моделями и описаниями их постройки, а так же на интернет-магазины, продающие всё необходимое для строительства, включая готовые детали: гребне валы, винты, дейдвуды, всевозможные передачи, управляющие механизмы и так далее.

Мне же пока не удалось найти документы, проливающие свет на то, кто был командиром катера S-1 (MGB-48) и какова была его судьба.

А вот фото модели, которую я собрал из журнала «Maly Modelarz» (№12 за 1987 год). Сколько лет назад это было, считайте сами….

Добавить комментарий