2021-07-30

Самолёт АИР-1

Самолёт АИР-1 спроектировал молодой помощник моториста учебно-летного отряда Военно-воздушной академии (ВВА) имени Н. Е. Жуковского А. С. Яковлев, позднее ставший известным советским конструктором. Это был его первый самолёт – двухместный биплан очень простой конструкции, в основном из дерева. Своё название он получил честь советского функционера, занимавшего посты министра внутренних дел и председателя правительства, расстрелянного в 1937 году.

На нём был установлен английский мотор “Циррус” мощностью 60 л. с. Яковлев самостоятельно выполнил расчеты на прочность и все рабочие чертежи, это было время его становления как авиаконструктора.

Проект был утверждён и под него было получено финансирование. Машина строилась силами группы энтузиастов, в основном механиков учебно-летного отряда ВВА, которая впоследствии стала ядром конструкторского бюро Яковлева.

Вся постройка заняла восемь месяцев, и к 1 мая 1927 года самолет был закончен и перевезен на Центральный аэродром. Первый пробный полет состоялся 12 мая и прошёл с большим успехом. Испытал самолёт Юлиан Иванович Пионтковский. Так 12 мая 1927 года стало днём рождения ОКБ А. С. Яковлева.

АИР-1 – двухместный расчалочный одностоечный биплан из сосны и фанеры. Кабины лётчика и пассажира открытые, конструкция цельнодеревянная собрана на клее и гвоздях.

Фюзеляж состоит из четырех сосновых лонжеронов, стоек, распорок и расчалок. Передняя часть и гаргрот хвостовой части зашиты фанерой толщиной 2,5 мм. Поверх фанерной обшивки полотна не было. Хвостовая часть фюзеляжа обтянута полотном. Подмоторные бруски из ясеня установлены на двух рамах из фанеры толщиной 15 мм.

Крылья деревянные, расчаленные внутренними крестами. Конструкция состоит из двух коробчатых лонжеронов, распорок и нервюр. Нервюры ферменного типа из реек 5*8 мм. Передняя кромка до лонжерона обшита фанерой. По задней кромке проложена сосновая рейка. Профиль крыла “Прандтль” (“Геттинген”) 387.

Эллиптические концы крыльев выгнуты на шаблоне и склеены из тонких полос древесины. Элероны подвешены на рояльных петлях. Верхний и нижний элероны соединены между собой и имеют качалку жесткой тяги. Стойки бипланной коробки деревянные, цельные, ленты-расчалки металлические.

Хвостовое оперение деревянное, легкое и прочное, расчалено стальной проволокой к фюзеляжу. Стабилизатор мог переустанавливаться по углу. Носовая часть рулей и элеронов представляет собой фанерную коробку, очень жесткую и обтекаемую.

Шасси неубирающееся, из V-образных стальных труб сечением 30*27 мм с деревянными обтекателями, рассчитано на грубые посадки; колеса соединены осью. Амортизация – резиновый шнур. Ориентирующийся костыль из ясеня укреплен в самом конце хвоста на стальной трубе, которая связана непосредственно с четырьмя лонжеронами фюзеляжа. Зимой колеса заменялись лыжами.

Бензобак на 50 литров помещался в центроплане верхнего крыла, и горючее в двигатель поступало самотеком. Масло заливалось прямо из картера. Два капота, закрывающие нижнюю часть цилиндров и картера, выколочены из миллиметрового алюминия и закреплены на фюзеляже при помощи шомполов из стальной проволоки.

Органы управления и приборы находились только в задней кабине. Управление тросовое, в местах перегибов установлены стальные балансиры без роликов. Управление очень лёгкое, без люфтов.

Характеристики самолёта: 

Размах крыла, м   8.80
Длина самолета,м   6.99
Высота самолета,м   2.65
Площадь крыла,м2 18.70
Масса пустого самолета, кг 335.0
Масса макс.взлетная, кг 535.0
Двигатель 1 х Cirrus
Мощность, л.с. 60.0
Максимальная скорость, км/ч 150.0
Крейсерская скорость, км/ч   120.0
Дальность нормальная, км   500.0
Дальность  с доп. баком, км  1000.0
Потолок, м 3850.0
Экипаж, чел 2


Модель АИР-1


Эта модель была построена мною в 1978 году. Она шла дополнением к большой и довольно трудоёмкой модели реактивного истребителя. В то время возможности заниматься такой длительной работой у меня не было.
Однако, модель маленького биплана мне понравилась и я собрал её за пару дней.
Получилось хорошо. Конечно, по меркам того времени. Модель простая, но смотрится вполне прилично. Я был доволен.

Добавить комментарий