В 1927 году на Механических Заводах «E. Plage i T. Laśkiewicz» в Люблине началось проектирование нового военного самолёта, который должен был заменить устаревшие к тому времени Potez XV и Potez XXV, выпускавшиеся заводами по лицензии. Возглавил работу пилот, инженер и конструктор самолётов Ежи Рудлицки (Jerzy Rudlicki, 14 марта 1893 — 18 августа 1977). Он первым в Польше сконструировал убирающееся шасси, а также получил патент на V-образное хвостовое оперение, которое используется на малых самолётах и по сей день.
Испытания самолёта Lublin R-VIII (буква R в обозначении самолёта значит «Рудлицки») начались в январе 1928 года, а в конце марта 1928 года самолет был поднят в воздух военным лётчиком майором Вацлавом Маковским. К сожалению, быстро выяснилось, что двигатель Фарман, который был установлен на самолёт, оказался слишком слабым и от него отказались.
Летом 1928 года к испытаниям был подготовлен второй самолёт Lublin R-VIII с двигателем Лорен-Дитрих. Особенностью этого самолёта было размещение бомбовой нагрузки внутри корпуса самолёта. Другая особенность – впервые на польском самолёте были применены масляные амортизаторы шасси. Первый серийный самолет был готов в апреле 1931 года.
Для ВМС Польши были изготовлены две версии самолета: Lublin R-VIII bis и Lublin R-VIII ter, установленных на поплавки конструкции «Short». Различие состояло только в установленных двигателях. На самолётах Lublin R-VIII bis стоял двигатель «Лорен-Дитрих» мощностью 650/740 л.с. с редуктором. На самолётах версии Lublin R-VIII ter – двигатель «Испано-Сюиза» мощностью 478/560 л.с.
Эти самолёты использовались как разведчики. В 1933 году поплавковые машины поступили на вооружение ВМС Польши, всего четыре штуки. Они имели номера 801, 802, 803 и 804. Главной базой гидропланов стал город Пуцк (Puck). Первый самолёт после испытаний и доработки, был передан флоту 30 июня 1933 года. Все самолёты находились в составе флота до начала Второй Мировой войны и к этому времени устарели и морально, и физически. Все самолёты входили в Первую Эскадру Дальней разведки в Пуцке.
В сентябре 1939 года разведчики участвовали в обороне косы Хель. Один из самолетов участвовал в налёте на военный объект в Данциге. Вскоре все польские гидросамолеты были уничтожены немецкой авиацией.
Технические характеристики самолёта Lublin R-VIII.
Размах крыла, м 17,00 Длина самолета, м 12,06 Высота самолета, м 5,33 Площадь крыла, м2 76,40 Масса пустого самолета, кг 2919 Полезная нагрузка, кг 1381 Масса максимальная взлетная, кг 4300 Двигатель 1 х Лорен-Дитрих Мощность, л.с. 1 х 650 Максимальная скорость, км/ч 200 Крейсерская скорость, км/ч 175 Вертикальная скорость, м/с 3,5 Дальность полёта, км 800 Потолок, м 4000 Экипаж, чел 2 Вооружение: один 7.7-мм пулемет Vickers, два 7.7-мм пулемета Lewis, 1000 кг бомб.

Модель Lublin R-VIII
Эта модель была собрана из журнала «Малы Моделяж» №3 за 1975 год, то есть 36 лет назад. Страшно сказать… Модель мне не очень понравилась сразу. Цвет выкроек в журнале откровенно «гулял», что заметно и на фото.
А теперь, с открывшимся доступом к информации, выясняется, что этот самолёт вряд ли мог нести торпеду и по массе, и по постановке задачи, поскольку задумывался как разведчик и (заодно) лёгкий бомбардировщик.
Одним словом, у меня есть большие сомнения на этот счёт.
В общем, вот всё, что осталось от этой модели на сегодня.