2020-10-27

Перевод руководства Блендер 2.79, ч.2

История Блендера

Тон Розендаль
создатель и председатель компании Blender Foundation

В 1988 году Тон Розендаль стал соучредителем голландской анимационной студии NeoGeo. NeoGeo быстро стала крупнейшей студией 3D-анимации в Нидерландах и одним из ведущих домов анимации в Европе. NeoGeo создал удостоенную наград продукцию (European Corporate Video Awards 1993 и 1995) для крупных корпоративных клиентов, таких как транснациональная электронная компания Philips. В NeoGeo Тон отвечал как за художественное руководство, так и за внутреннюю разработку программного обеспечения. После тщательного обдумывания Тон решил, что текущий собственный набор 3D-инструментов для NeoGeo слишком устарел и слишком трудоемок в обслуживании, и его необходимо переписать с нуля. В 1995 году это переписывание началось и было предназначено для создания программного обеспечения 3D, которое теперь мы все знаем как Blender. По мере того, как NeoGeo продолжал совершенствовать и улучшать Blender, Тону стало ясно, что Blender можно использовать в качестве инструмента для других художников за пределами NeoGeo.

В 1998 году Тон решил основать новую компанию под названием Not a Number (NaN) в качестве побочного продукта NeoGeo для дальнейшего продвижения и развития Blender. В основе NaN было желание бесплатно создавать и распространять компактное кроссплатформенное 3D-приложение. В то время это была революционная концепция, поскольку большинство коммерческих 3D-приложений стоили тысячи долларов *). NaN надеялся сделать инструменты трехмерного моделирования и анимации профессионального уровня доступными для широкой публики. Бизнес-модель NaN заключалась в предоставлении коммерческих продуктов и услуг вокруг Blender. В 1999 году NaN принял участие в своей первой конференции SIGGRAPH **), чтобы более широко продвигать Blender. Первая конвенция Blender SIGGRAPH имела огромный успех и вызвала огромный интерес как у прессы, так и у посетителей. Блендер стал хитом, и его огромный потенциал подтвердился!

После успеха конференции SIGGRAPH в начале 2000 года NaN получила финансирование в размере 4,5 млн евро венчурного капитала. Этот большой приток денежных средств позволил NaN быстро расширить свою деятельность. Вскоре в NaN работало около пятидесяти сотрудников по всему миру, которые пытались улучшить и продвинуть Blender. Летом 2000 года был выпущен Blender 2.0. В этой версии Blender добавлена ​​интеграция игрового движка в 3D-приложение. К концу 2000 года число пользователей, зарегистрированных на веб-сайте NaN, превысило 250 000.

К сожалению, амбиции и возможности NaN не соответствовали возможностям компании и рыночным реалиям того времени. Это чрезмерное расширение привело к перезапуску NaN с привлечением новых инвесторов и небольшой компании в апреле 2001 года. Через шесть месяцев был выпущен первый коммерческий программный продукт NaN, Blender Publisher. Этот продукт был ориентирован на развивающийся рынок интерактивных веб-3D-медиа. Из-за неутешительных продаж и продолжающегося сложного экономического климата новые инвесторы решили прекратить все операции NaN. Остановка также включала прекращение разработки Blender. Хотя в тогдашней текущей версии Blender были явные недостатки, такие как сложная внутренняя архитектура программного обеспечения, незавершенные функции и нестандартный способ предоставления графического интерфейса, восторженная поддержка со стороны сообщества пользователей и клиентов, которые приобрели Blender Publisher в ранее означало, что Тон не мог допустить, чтобы Блендер исчез. Поскольку перезапуск компании с достаточно большой командой разработчиков был невозможен, Тон Розендаль основал новую некоммерческую организацию Blender Foundation в марте 2002 года.

Основная цель Фонда Блендера состояла в том, чтобы найти способ продолжить разработку и продвижение Блендера как проекта с открытым исходным кодом на уровне сообщества. В июле 2002 года Тон смог убедить инвесторов NaN согласиться с уникальным планом Фонда Блендера, чтобы попытаться выпустить Блендер в качестве открытого источника. Кампания «Свободный блендер» была направлена ​​на привлечение 100 000 евро, чтобы Фонд мог купить права на исходный код Blender и права интеллектуальной собственности у инвесторов NaN, а затем выпустить Blender с открытым исходным кодом для сообщества. С энтузиазмом группы добровольцев, среди которых было несколько бывших сотрудников NaN, была начата кампания по сбору средств для «Свободного блендера». К всеобщему удивлению и восхищению, кампания достигла цели в 100 000 евро всего за семь коротких недель. В воскресенье, 13 октября 2002 года, Blender был выпущен для всего мира в соответствии с условиями GNU GPL. Разработка Blender продолжается и по сей день под руководством команды преданных своему делу добровольцев со всего мира во главе с первоначальным создателем Blender, Тоном Розендалем.


*) В 1987 году досовский Acad 10 фирмы AutoDesk стоил около 5000 долларов. (Прим. пер.)

**) https://ru.wikipedia.org/wiki/SIGGRAPH. (Прим. пер.)

Добавить комментарий