2020-10-23

Текстурирование объекта в Blender: с чего начать?

Как сделать модель какого-либо объекта, в общих чертах, понятно всем. Тут надо разбить моделируемый объект на части и создавать их с помощью примитивов, которые можно вытягивать, масштабировать, резать и так далее. В результате этих усилий мы получим хорошо проработанную модель. Допустим, самолёта.

А вот дальше наступает очень ответственный момент. Надо нашу модель, наш самолёт, для примера, раскрасить. Придать ему окончательное сходство с копируемым объектом. И здесь можно «завалить» всё дело плохой текстурой. То есть, картинками, которые мы накладываем в Блендере на модель для придания ей реалистичности.

Рендер модели самолёта, сделанной в программе 3D моделирования. Это изображение даёт понять принцип создания текстуры

Скажу сразу, что я поклонник реализма и даже фотореализма. Художественные или фантазийные объекты — это хорошо, но я до них ещё «не дорос». Поэтому, в дальнейшем, речь здесь пойдёт о моделях технических объектов из разных эпох. Моя любимая — период между мировыми войнами, когда инженерное дело, достигнув первых успехов с помощью бурно развивавшейся в то время науки, стало делать первые осмысленные шаги в процессе решения задач, стоявших перед людьми того времени. Очень жаль, что это были, преимущественно, задачи уничтожения людей, но это уже другой вопрос.

Итак, будем рассматривать текстурирование моделей, для придания им фотореалистичного вида, как у настоящих прототипов, которые мы моделируем. Остановимся, повторюсь, на самолёте. И даже не на целом самолёте, а на его крыле для простоты изложения.

Набросок текстуры крыла самолёта. Надо долго повозиться, чтобы понять, что должно быть видно в текстуре, а что — нет. И с какого расстояния. Интересно, что все эффекты объёмного изображения достигаются средствами текстурирования в Блендере. И заклёпки, и стыки листов обшивки и бухтины крыла — ничего этого моделировать не надо. Их надо тщательно вырисовывать на соответствующих изображениях

Из чего получается фотореалистичная картинка? Ключевое слово для понимания всего механизма текстурирования здесь — это фото… — ФОТО… [от греч. phōs (phōtos) свет]. То есть, всё зависит от света, его лучей, которые, отражаясь от объекта, рисуют его в наших глазах. Какой будет свет, такая будет и картинка. Слабый, вечерний, тусклый, тёмный или яркий, солнечный, блестящий — каким будет свет, таким и будет наш объект моделирования.

И вот здесь мы сталкиваемся с первой проблемой этого дела. В реальной жизни освещённый объект постоянно меняет свой внешний вид, который мы воспринимаем глазами. Изменение освещения объекта приводит к тому, что он может вообще перестать быть видным. Это когда лучи света, отражаясь от объекта, попадают прямо нам в глаза. Возникает блик. Белое, очень яркое пятно, закрывающее объект полностью или частично.

Два самолёта освещены по-разному. Соответственно, они выглядят совершенно не похоже по освещённости: свет на ближнем, тень на дальнем

Или наоборот, когда доля отражённых от объекта лучей, попадающая в наше поле зрение, ничтожно мала. Тогда объект становится почти чёрным и неразличимым в деталях. Вот в этом интервале и лежит визуальная картинка объекта, которую мы можем видеть. Таким образом, внешний вид нашего объекта постоянно меняется. Но, это ещё пол беды.

Даже если мы выберем самый красивый на наш взгляд вид модели в каком-то конкретном освещении и зафиксируем взаимное расположение объекта и падающего на него света, то сам объект будет освещён всё-равно неравномерно. Поскольку объект обладает объёмом, то на нём будут блики, ярко освещённые места, световой переход от яркого освещения к тени и полная тень.

Так что же здесь плохого, спосите вы? Ничего плохого здесь нет. Это разнообразие придаёт очаровние объектам, делая их объёмными, и даже подчёркивая игрой света определённые его свойства. Но, мы хотим сделать модель объекта, и сделать его из бумаги. И вот тут начинаются сложности.

У нас есть два пути добиться, чтобы наша модель выглядела красиво, как прототип. Первый — повторить насколько это возможно деталировку модели и применить такие материалы, которые были бы близки по отражающим свойствам к прототипу. Тогда у нас получится, хоть и упрощённая, но всё-таки модель настоящего объекта, которая будет также как и прототип играть светом при различных её положениях относительно него.

Но, используя бумагу и бумажную технологию, такого результата добиться невозможно. Если только речь не идёт о том, чтобы бумажную модель не покрасить сверху красками, как на прототипе и нанести соответствующие прототипу покрытия. Но, тут вопрос: а будет ли это бумажная модель?

Я думаю — нет. Это будет очень сложно, дорого (по сравнению с бумагой), хотя и весьма эффектно. Многие моделисты так и делают, выбирая самые разнообразные материалы. И действительно добиваются чуда — потрясающих результатов. Но, повторюсь, это не бумажная модель, которая привлекает тысячи моделистов своей простотой и технологичностью.

Второй путь, если мы решили делать модель из бумаги и по бумажной технологии, это запечатлеть прототип в каком-нибудь одном, фиксированном виде освещения и перенести этот образ на нашу бумажную модель. Вот здесь и начинается подлинное творчество. Бумажный моделист должен распознать суть своего прототипа, проникнуть, уж скажу как есть, в его «душу» и понять, какой свет нужно выбрать, чтобы передать определённое «настроение» своего прототипа.

МиГ-15 с бликами света на серебристой обшивке. Такое освещение и эффект от него на бумаге практически не сделать. И это тоже надо учитывать. Ограничения для бумаги весьма значительные и мастерство бумажного моделиста, как раз, и заключается в их преодолении. Но, обратите внимание, как шикарно самолёт «потёрт». За этой потёртостью видится непростая судьба самолёта в нищей тоталитарной стране. Чего уже говорить о людях. В общем, здесь текстура рассказала нам целую историю….

Например, если это шустрый и вёрткий МиГ-15, то его надо делать ярко освещённым, подчёркивая его стремительный силуэт и грозный боевой дух. То есть надо постараться перенести на выкройки модели яркий свет и блики в соответствующих местах. Сейчас этого можно добиться вполне неплохо с помощью современной печати. Здесь правда есть нюанс. Модель, когда вы её сделаете и поставите на полку, хорошо бы, чтобы она стояла «правильно» по отношению к свету в вашей комнате. Это можно учесть заранее. Тогда модель на полке будет выглядеть реалистично: свет будет падать с «той» стороны.

Очень простая модель самолёта. Даже, слишком простая. Кое-что можно было бы сделать чуть сложнее и это бы окупилось лучшим внешним видом. А вот текстура наложена хорошо, с пониманием сути дела. Можно было бы и лучше… Но, вы знаете: совершенству нет предела. А так получился весьма хороший оптимум между простотой модели и хорошей текстурой. Это тот случай, когда текстура значительно улучшила восприятие откровенно простой модели

И наоборот, если вы делаете огромный мрачный бомбовоз, который забрасывал бомбами целые города, да ещё и работал ночью в свете прожекторов и пламени пожаров, то его можно сделать в соответствующем освещении. Это придаст модели реалистичности и подчеркнёт характер модели. Ну, и так далее. Этим уже занялись некоторые издательства бумажных моделей и моделисты. Но, пока ещё недостаточно, на мой взгляд.

Фрагмент модели, с грамотно наложенной текстурой. Вблизи видны мельчайшие детали. Так и должно быть. Однако с расстояния двух-трёх метров заклёпки должны быть различимы уже очень слабо или, вообще, полностью сливаться с поверхностью обшивки. Потайные — точно. Что мы и наблюдаем на этом изображении

А что мы имеем в действительности? Однотонная раскраска без теневых переходов, толстенные линии «расшивки» панелей, заклёпки размером с кулак, если пересчитать их размер в масштабе. Это не очень понятно, но скорее всего, это дань традиции. Так делали в «Малом Моделяже» ещё на заре современного бумажного моделирования. И этот яркий образ, что естественно, остался со многими моделистами на долгое время.

Сравните два изображения. Слишком «яркая» сетка рядов заклёпок и стыков обшивки на верхнем изображении выдаёт в нём фото модели. Автор слегка, на мой взгляд, перестарался, забыв, что современные самолёты имеют зачастую покрытие, как у дорогого лакированного лимузина, гладкое и ровное. Расстояние до самолётов от глаза наблюдателя на снимках вполне сопоставимо

Но, наступили новые времена. У нас есть современные издательские системы, у нас есть современная бумага в тысячах вариантов, цветов и прочих параметров. Надо всё это использовать творчески, чтобы получить высококачественную фотореалистичную модель.
В связи с вышеизложенными соображениями, начинать текстурирование модели надо с хорошо продуманного подхода к тому, какой внешний вид модели вы хотите получить с помощью текстуры. Какие цвета, пятна, повреждения, тени, царапины, выцветшие и протёртые места будут на модели и где именно. Всё это должно быть связано единой логикой и подчинено главной цели: сделать реалистичную модель-копию из бумаги.

Ещё подобный пример, когда автор модели «перетекстурил». Заклёпки или головки винтов (болтов) слишком крупные и слишком заметны, чего нет в прототипе. Даже если предположить, что на прототипе есть такие «болты», то они скорее всего закрашены в соответствующий цвет и не бросаются так в глаза. Для меня это пример, когда хорошая модель, к сожалению, не получила соответствующей ей по уровню текстуры

Ну, и в заключении сегодняшнего разговора о текстурировании, замечу. При текстурировании будут применяться разнообразные приёмы из арсенала программы Blender 2.79. Переход на более новую версию сопряжён с заменой компьютера на более мощный. Это с одной стороны.
С другой стороны, арсенала инструментов в версии 2.79 с избытком хватает для наших целей. Поэтому ради одного текстурирования бумажных моделей, покупка нового ящика нецелесообразна. А вот если говорить о моделировании более сложных, чем бумажная модель объектах, тогда — да. Надо переходить и как можно скорее. Там открылись захватывающие горизонты, полные сказочных возможностей.

Но, об этом продолжим говорить в следующий раз.

Иллюстрации с сайтов digitalaviationart.com, colacola.se, the-vaw.com, mwmiller.theaerodrome.com, only-paper.ru/.

Добавить комментарий